пятница, 22 февраля 2008 г.

КАЛЬВЕЙТ Мартин Карлович (1833-1918)

Родился в 1833 году в литовском городке Таураге в немецкой семье лютеранского вероисповедания. Из-за бедности в тринадцать лет он был отдан в люди. Его приняла семья лютеран-пиетистов, переселившаяся в Литву из Германии. Духовная жажда этой семьи привела к знакомству с учением баптистов через одну женщину, прибывшую из Пруссии. Кальвейт М.К. начал посещать ближайшую немецкую баптистскую общину Икшен, где в мае 1858 года он, его супруга и родная сестра приняли крещение по вере. В 1863 году он переселился на Кавказ, где в армии служил его брат; вместе с его семьей в Тифлис приехали две его верующие сестры. В Тифлисе они начали проводить свои регулярные собрания, о чем он позже писал: "Господь благословил нас и... скоро нас в Тифлисе стало 15 верующих. Все они были немцы. Среди русских название, которое мы носили (баптисты), никому еще не было известно." В 1867 году миссионер - пресвитерианец Яков Деляков (Каша Ягуб), будучи уже знаком с Кальвейтом М.К., привел к нему молоканского наставника Воронина Никиту Исаевича, который, изучая Евангелие, сам пришел к убеждению, что надо принять водное крещение по вере.
20 августа (по старому стилю) 1867 года Кальвейт М.К. преподал крещение в реке Куре ночью Воронину Н.И., который стал первым русским баптистом и основателем первой русской общины баптистов.
Через несколько лет Кальвейт М.К. со своей группой присоединился к Тифлисской общине. Эта группа нашла свое призвание в служении пением. К гимнам из сборника "Духовные песни", изданного в Константинополе, Кальвейт "приискивал мелодии и учил братьев петь". Так появились песни "Любит лишь Христос безмерно", "Я нашел себе спасенье" и другие, которые позже вошли в первый сборник русских баптистских песен "Голос веры", изданный Ворониным Н.И. в 1882 году. В 1875 году, по совету Кальвейта М.К., Тифлисская община направила своего наиболее одаренного молодого проповедника Павлова В.Г. для получения богословского образования в город Гамбург (Германия), что имело благословенные последствия не только для Тифлисской общины, но и для евангельско-баптистского движения по России в целом.
В 1877 году Кальвейт М.К. был избран в церковный совет, а в 1880 - избран и рукоположен диаконом церкви. Но не прошло и десяти лет, как на Тифлисскую церковь, равно как и на все евангельско-баптистское братство в России, обрушились тяжелые гонения -- репрессии, которые исходили от самого обер-прокурора Синода православной церкви Победоносцева К.П. с согласия царя Александра III. Вот что пишет об этом периоде своей жизни в автобиографии Кальвейт М.К.: "Господу угодно (было) провести меня через страдания за Евангелие. В 1891 году я был сослан административным порядком в Герусы, маленькое и крайне глухое местечко Зангезурского уезда. Сюда были сосланы и другие верующие, около пятидесяти человек. Господь побудил сердца детей Божиих присылать нам на пропитание деньги, так как заработать их было невозможно. Деньги шли через мои руки. За это я был сослан под жандармский надзор в г. Эривань. Когда первоначально назначенные пять лет истекли, мне прибавили еще три года. Особенно было трудно в Герусах, где нам не позволяли собираться и нам приходилось искать убежища для чтения Слова Божьего и молитвы в скалах и пещерах. Мы плакали... Но Бог подкреплял и посылал утешение".
Около 1900 года Кальвейт М.К. возвратился из ссылки. В 1908 году Тифлисская община ЕХБ торжественно отметила 50-летие его служения Господу. Позже он переселился к своей дочери в станицу Прохладную, Терской области, где также была община русских баптистов. Там он и окончил в 1918 году свой земной путь, оставив славный неизгладимый след в истории нашего евангельско-баптистского братства.




Комментариев нет:







Google