среда, 5 марта 2008 г.

Страсть делать невозможное - часть 3

Крещеный турок вынужден спасаться
— Это невозможно! — отрезал финский капитан. — Абсолютно невозможно! Нельзя проехать из России в Швецию без паспорта. Это не допускается русскими властями.
— Я хочу по крайней мере попытаться, —спокойно возразил Хёйер.
— Мои спутники спасаются от мусульман и должны иметь шанс попасть в Швецию. Я честно и открыто рассказал вам все. Утром я приду опять и мы поднимемся на борт какого-нибудь судна. Можете выдать нас властям, если решитесь на это.
Он повернулся и пошел решительными шагами прочь с корабля, оставив изумленного капитана на палубе. Хёйер не собирался сдаваться теперь, после того, как им удалось преодолеть весь путь от Тифлиса до Москвы, а потом — до Петербурга. Это было полное опасностей путешествие весной 1886 года, но все сошло хорошо, несмотря на то, что ни Йоханнес Аветараньянс, ни Маргара Терр Аса-торов не имели никаких паспортов. Проблема состояла в том, что паспортов они не получили бы и в том случае, если бы представили официальное ходатайство.
Маргара Терр Асаторов был молодым армянским христианином евангельской веры, которого Хёйер опекал и наставлял в шведском языке и Библии. Он возлагал на Маргару большие надежды, полагая, что он станет успешным проповедником веры среди своего народа.
Положение турка Йоханнеса Аветараньянса было более критическим. Он не только перебрался через границу между Персией и Россией. За ним, кроме того, охотились турки — ведь он отступил от ислама и по этой причине бежал из Турции.
Йоханнес родился в 1861 году, был сыном мусульманских нищенствующих монахов и получил имя Ткжри Мухаммед. Он вел свой род от прямых потомков пророка и получил хорошее исламское образование. В двадцать лет он стал священником. Потом, потеряв родителей, он зарабатывал на жизнь как учитель. Йоханнес рассказывал на уроках о двадцати трех разных дорогах, ведущих в рай. Он знал, что у всякого человека есть по два ангела-хранителя, по одному с каждой стороны, которые записывают на плечах все его дела. На правом плече записываются добрые поступки, на левом — недостойные. В судный день будет человек оценен по тому, какое плечо
перевесит.
Но Йоханнес чувствовал, что все его тело отягощено грехами и долгами. Как бы ни следовал он ритуальным омовениям, он не чувствовал себя достаточно чистым. Он искал мира в душе — и не находил пути к этому во всей исламской литературе, которую изучил вдоль и поперек.
Однажды Йоханнес навестил старую женщину, сын которой был взят в плен во время русско-турецкой войны. В плену он случайно познакомился с Новым Заветом по-турецки. Когда после заключения мира он был отпущен домой, то бережно сохранил Новый Завет и перечитывал его снова и снова. Йоханнес получил потрепанную книжку. С первой же страницы он понял: это—то, что он искал. К сожалению, он не мог взять книгу с собой и поэтому стал разыскивать такую же. Он спрашивал всех вокруг, но мусульмане говорили, что книги, которая называлась бы Евангелие не существует. Очевидно, Бог посылал книги на землю, но потом все они были забраны обратно на небо. Сначала Бог дал одну книгу Моисею и его народу. Потом дал книгу Давиду, но забрал ту. что была у Моисея, а после того, как дал Иисусу, взял назад давидову. Последней книгой, которую дал Бог, был Коран.
—Но я мечтал о Евангелии,—рассказывал Йоханнес, — и со временем нашел его в Эрзеруме. Когда я прочел о том, что пророк предсказал как непорочная дева забеременеет и родит сына, которого назовут Ем-мануилом, я подумал, что это—удивительно. Я никогда не слышал о пророках, которые могут предсказать то, что произойдет в будущем.
Потом Иоханнес прочел у пророка Исайи о Том, Кто взял на себя наши грехи. Он сделал вывод, что действительно может получить облегчение, помощь в избавлении от грехов. Он поспешил за советом к православному священнику. Священник заявил, что Йоханнесу нужно перекреститься и помолиться Деве Марии и ее иконе.
— Но этого нет в моей книге, и я не хочу молиться
иконе!
Йоханнеса охватило еще большее отчаяние, и он начал еще ревностнее читать и молиться.
— Боже, покажи мне, есть ли в этой книге истинное
учение!
Внезапно он увидел совершенно отчетливо, что даже его лучшие деяния выглядели словно запятнанная одежда перед Святым. Он молил Бога о прощении, оставил свою деятельность свяп iei-шослужителя и открыто признал, что стал христианином. Со временем он встретил протестантского учителя.
— Когда мы молились вместе, свет вошел в мою душу,
— рассказывал Иоханнес. — Тогда я почувствовал, что
остатки ислама исчезли из моего сердца.
Целый год посвятил Иоханнес чтению Библии и проповеди Евангелия. Но неизбежное приближалось. Ведь он стал ''осквернителем" — и за это его пытались убить. Сейчас Иоханнес не боялся умереть, но не хотел уйти из жизни прежде, чем выполнит записанное у Марка (16:16): "Кто будет веровать и креститься, спасен будет". Нужно было только найти кого-то, кто согласился бы крестить его, а это было нелегко.
В это время он был помолвлен и потому спросил свою невесту, хочет ли она тоже стать христианкой. Та не согласилась забыть свою религию и последовать за Йохаынесом. Тогда он отправился в Эрзерум, где нашел одного американского миссионера и попросил, чтобы он крестил его. Тот, однако, хотел подождать, проверить это намерение временем. К тому же в этом городе стало известно о том, что какой-то мусульманин поменял веру, и нашлось несколько человек, которые пытались убить его. Ему пришлось перебраться в другой город, где он прожил шесть месяцев и изучал армянский. После этого опять пришлось бежать. В следующем городе он мог оставаться год, проповедуя Евангелие. Но тут ситуация стала настолько невозможной, что Иоханиес решил переехать в другую страну. Тогда он познакомился с одной американской учительницей, которая собиралась ехать в Персию, чтобы преподавать там в женской школе. Иоханнес мог сопровождать ее и позже попал в Тебриз, где прожил восемь месяцев. Миссионер Вильсон обещал крестить его, но не раньше, чем через год. У него был печальный опыт: бывшие мусульмане часто возвращались к своей старой религии. Это не понравилось Йоханнесу, который практически был христианином уже целых два
года.
К сожалению, в то время он сильно заболел, и у него кончились деньги. Поэтому он решил снова вернуться домой. Он продал одежду и книги, купил коня и пустился с караваном персидских мусульман в путь. Во время этого путешествия ему стало хуже, но, так как он был христианином, никто не хотел осквернять себя уходом за ним. Но и оставлять его они не хотели, поговаривая о том, чтобы убить. Узнав это, Иоханнес в отчаянии воззвал к Богу. Планы убийства не исполнились, так как никто не желал брать этого на себя. Еосподь услышал его молитву и исцелил его.
По возвращении в Турцию он опять обратился к американскому миссионеру с просьбой о крещении. Миссионер мог сделать это, но только тайно, перед несколькими свидетелями и через окропление.
— Нет, — сказал Иоханнес. — Я хочу креститься во имя Иисуса Христа в реке, так же, как сам Иисус, н перед всей верующей общиной.
Другой миссионер, баптист, соглашался крестить , Йоханнеса только в том случае, если он вступит в их , общину.
Когда преследования снова усилились. Йоханнес решил бежать в Россию. Ему посоветовали ехать в Тифлис, в Грузию. Он не знал там никого, но слышал о верующем брате Амиршаньянсе, которого хотел разыскать. Было холодно, комната, в которой он мог переночевать, не имела пола. Йоханнес ужасно замерз. Какой-то мальчишка пожалел его и принес пальто. В воскресенье Йоханнес разыскал Амиршаньянса и слушал его проповедь. На собрании был и один миссионер, с которым Йохаинес тут же стал говорить о крещении. Он внимательно выслушал рассказ турка о его обращении, вере и страстном желании креститься. Наконец-то Йоханпес нашел человека, который воспринял его серьезно и согласился крестить в реке! Он изменил свое имя на Йоханнес Аветараньянс, что означало Иоанн из Евангелия.
Хе'йер услышал разговор об -JTOM МОЛОДОМ человеке, приехавшем в Тифлис, и постарался встретить его. Это было началом долгой дружбы, нескольких совместных поездок с проповедью в Армению и учебы дома у Хёйера. И теперь только вода Финского залива отделяла его и Маргару Терр Асаторова от приезда в Швецию.
Обращенный собственной проповедью
Хёйер зевнул и потянулся па белых простынях. Потом огляделся в своей замечательной каюте. Он первый раз ночевал в первом классе и отлично выспался. Теперь было уже недалеко от Стокгольма. Первого июня 1886 года он собирался ступить на землю со своими армянским и турецким братьями. Он вывез их из России без паспортов и теперь оставалось только поместить их в Кристине-хамнскую Миссионерскую школу.
Когда они втроем появились на корабле, капитан не выдал их, хотя знал о них все. Власти тоже не проконтролировали пассажиров, поэтому, когда судно вышло в море, они были на борту. У них почти не было денег, и они могли путешествовать только третьим классом. Хёйер нашел место рядом с трубой на средней палубе. Там он поместил Йоханнеса и Маргару чтобы им было потеплее. Сам он, завернувшись в кавказскую бурку, в турецкой феске на голове, улегся спать на корме.
—Что это за нецивилизованный турок лежит на дороге, ворчали важные дамы и господа, вышедшие про-гуляться на палубу.
Жалобы дошли до капитана. Он послал штурмана забрать Хёйера и пригласить его в каюту первого класса.
На ежегодной конференции Миссионерского союза было решено, что Йоханнес и Маргара начнут учиться в Миссионерской школе, а Хёйер мог вернуться на Кавказ,
Прошло ровно шесть лет с тех пор, как Нильс Фредрик Хёйер и четверо его товарищей по миссионерской школе стояли на коленях в Южном Миссионерском доме на Хёгбергсгатан, 27 в Стокгольме, чтобы получить благословение и отправиться в путь как первые миссионеры этого союза. Густафссон, Линдгрен и Огрен уехали потом./дальше/

Комментариев нет:







Google